Шрифт:

1. Возможности стационарных систем вибромониторинга и оперативной вибродиагностики. Введение

 

       Содержание

предыдущая  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15   16  17  следующая

Важнейшей составной частью современных систем управления машинами и механизмами являются средства контроля состояния и диагностики дефектов. Эти средства могут быть либо автономными, предоставляющими заинтересованным службам информацию о состоянии, либо объединенными со средствами аварийной защиты, либо входящими в состав систем диспетчерского или автоматического управления различными агрегатами.

Многие годы для контроля состояния и диагностики машин и механизмов применяются автономные средства диагностики на основе разовых или периодических измерений и последующего глубокого анализа наиболее информативных сигналов, источником которых являются рабочие и вторичные процессы в агрегатах. Такими сигналами являются вибрация, силовой ток в электрооборудовании, а также оптическое и тепловое излучение, способные распространяться до удаленных точек контроля с минимальными потерями информации. Использующие эти сигналы средства диагностики выпускаются как в переносном, так и в стационарном, в том числе стендовом, исполнении. Назначением этих средств чаще всего является повышение эффективности обслуживания и ремонта эксплуатируемых агрегатов.

Параллельно или независимо от средств диагностики часто используются стационарные средства аварийной защиты агрегатов, основанные на непрерывном измерении отдельных параметров тех же процессов. Но для обеспечения быстродействия из контролируемых сигналов извлекается лишь небольшая, наиболее быстро получаемая информация, недостаточно полно отражающая состояние агрегата. А для повышения достоверности принимаемых решений в средствах защиты увеличивают число точек контроля таких параметров и дополняют их датчиками других характеристик рабочих процессов, в частности, давления, расхода, мощности и т.п. Так как основой аварийной защиты является непрерывность измерений контролируемых параметров, развитие средств защиты чаще всего идет в сторону объединения со средствами управления, с выполнением объединенными системами функций мониторинга отдельных параметров, используемых для защиты агрегатов.

Главным направлением современного развития средств диагностики также является объединение с системами управления агрегатами. Для этого в объединенные системы внедряются функции мониторинга, но уже расширенной группы параметров рабочих и вторичных процессов, достаточно полно отражающих состояние агрегата. А в случае регистрации изменения фактического состояния по этой группе параметров проводится диагностика с оценкой места возникновения и вида дефекта, прогноза его развития. Управление агрегатами по состоянию требует поддержания необходимого баланса между временем принятия решений и временем накопления информации для оперативной диагностики высокой достоверности. Этот баланс может отличаться для разных типов машин и механизмов, а также систем диспетчерского и автоматического управления агрегатами. Отличаться может и глубина диагностики, а сама диагностика может делиться на две части - оперативную с обратной связью на управление, и глубокую - для оптимизации работ по обслуживанию и ремонту агрегатов, причем объединенные системы могут лишь накапливать информацию для второй части диагностики, проводимой внешними средствами, при необходимости, с привлечением экспертов.

Введение в системы управления функций оперативной диагностики для управления с учетом фактического состояния является главной, но не единственной областью использования стационарных средств диагностики. Наметившиеся в последние годы повышение эффективности и снижение себестоимости многоканальных средств оперативной диагностики позволяет существенно расширить и области применения автономных систем диагностики, как обеспечивающих функционирование различных информационных систем, так и расширяющих возможности средств аварийной защиты агрегатов. Особенности построения и применения стационарных систем диагностики для разных задач и разных типов машин и механизмов рассматриваются в настоящей публикации. Основное внимание уделяется системам диагностики агрегатов роторного типа, вибродиагностика которых развивается наиболее быстрыми темпами.

 

       Содержание

предыдущая  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15   16  17  следующая