Проблема центровки валов в том, что измеряем мы несоосность валов, а перемещаем - опоры вращения. Все хорошо, если валы не имеют кривизны, а муфты не смещают оси валов в месте соединения полумуфт после затяжки. Но реально это влияние есть, и при использовании высокоточных измерителей несоосности его можно обнаружить. Фактически в реальной машине опоры вращения после центровки с муфтой имеют свою остаточную несоосоность, а валы свою.
Мы часто встречаемся с такой ситуацией при балансировке роторов после текущих ремонтов, когда сначала проводишь первичную центровку валов, а затем, на всякий случай, пытаешься провести статическую балансировку, а ротор не только свободно не поворачиваться тяжелой точкой вниз - с усилием не провернуть. Причина - и опоры несоосны, и линия вала - кривая.
В этой ситуации я как-то давал пользователям нашей техники совет - измерить несоосность валов горизонтальной машины с муфтой, имеющей резиновые вкладыши по технологии измерения расцентровки вертикальной машины, т.е. поворачивая не валы, а лазерные головки, и измерить для двух угловых положений вала - с максимальным застреванием, когда опоры вращения максимально "гнут" вал, и при минимальной силе сопротивления повороту вала. Результаты удивили даже меня - рекомендуемые перемещения опор различались очень существенно.
Диагностикой муфт мы занимаемся давно, и понимаем, что самой частой причиной повышенной вибрации и последующих отказов вращающегося оборудования являются дефекты муфт и фундаментов, а кривой вал встречается гораздо реже. Поэтому иногда мы предлагаем проводить центровку с разомкнутыми муфтами - т.е. гарантированно выставляя опоры вращения соосно, после этого соединять полумуфты и повторно измерять расцентровку - это хороший способ первичной оценки состояния муфты. У меня есть информация от специалистов - практиков, что соединяя полумуфты с разным угловым смещением друг относительно друга они находили положение полумуфт с внесением минимальной дополнительной несоосности, и это положение позволяло дополнительно снизить вибрацию агрегата после пуска.
Естественно, что это лишь первый шаг в оценке качества изготовления и износа муфт. Как уже много раз обсуждалось, оси полумуфт могут сместиться друг относительно друга и после подачи на них крутящего момента, это - динамическая несоосность роторов, ее признаки известны.
Не рассматриваю здесь и важные вопросы расцентровки опор вращения в результате их тепловых перемещений и износа подшипников - это отдельные задачи центровки.
Проводить ли Вам два этапа центровки - сначала с разомкнутыми муфтами, затем с затянутыми муфтами - решайте сами, возможно, Вы меняете муфты (или вкладыши) часто или в их состоянии уверены, а проблемы у Вас только из-за фундаментов, тогда можно периодически контролировать несоосность валов, не размыкая муфт.