Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: определить дефект

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #957

  • Вячеслав
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 415
  • Репутация: 24
В #860 спектр огибающей представлен в ПО Диамант фирмы Диамех, а здесь ВАСТовский ДРИМ. Я с Диамехом (Дельфином) работал в начале-середине 90 годов, тогда у них ещё не было огибающей и автоматической диагностики, поэтому я не совсем в курсе как у них организована автоматическая диагностика и взятие и обработка спектра огибающей.

В принципе для диагностики (определения порога дефекта) нужен процент модуляции, но здесь мы видим спектр огибающей записанный прибором и ещё не обработанный программой Дрим. Диагностические модули ПО выдадут список пиков спектра с привязкой их к конкретному дефекту, с процентом модуляции и соответственно - порогом дефекта. Причем диагностика ведётся одновременно по спектру огибающей и по автоспектру.

У Диамеха мы видим уже обсчитаный спектр огибающей (процент модуляции). Обрабатывается он в приборе при записи или в ПО я не знаю. Если обработка происходит вне модуля автоматической диагностики, то такое представление позволяет, в рукопашном режиме, без наличия автоматической диагностики, прикинуть глубину дефекта. Если в модуле автоматической диагностики, то без разницы. Т.е. имеем несколько разный подход к визуальному представлению спектра огибающей (и не только).

У ВАСТа и Диамеха несколько разный подход к автоматической диагностике в общем и к спектру огибающей в частности.

Короче. Мне, в принципе, без разницы. Я привык к Дриму, меня такое представление спектра огибающей не напрягает, тем более есть дополнительные функции, которые помогают качественно диагностировать оборудование. Для выкладывания спектра на форум, наверное в % лучше.

Что-то сегодня слог тяжёлый. Сам плохо понимаю что написал.

Кстати, Алексей Васильевич, один из авторов метода диагностики с помощью спектра огибающей!
Изменено: 7 года, 4 мес. назад от Вячеслав.

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #958

  • Водолей
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 344
  • Репутация: 2
Спасибо Вячеслав.

Выходит, поиск вероятных дефектов по спектру огибающей - это работа ПО.Или человека с очень большим опытом работы как
в диагностике так и с данным представлением вибросигнала.

И еще вопрос.На какие дефекты "заточен" такой метод обработки вибросигнала?

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #959

  • Барков
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 406
  • Репутация: 26
В вибрации не так много компонент с принципиально разными физическими свойствами. В первом приближеннн выделим три - периодические, случайные и импульсные.
Модуляция - это изменение мощности любой из компонент во времени, и она, если она периодическая, а именно такая модуляция возникает в узлах вращения - очень хорошее свойство вибрации для контроля состояния.
Модуляция периодической компоненты видна в спектре - это появление "боковых" составляющих у основных гармоник, и оценка этих боковых важна в диагностике механически контактирующих элементов, а также элементов, связанных электромагнитным полем (и в диагностике по току тоже)

Модуляция случайных составляющих вибрации (возбуждаемой силами трения и пульсациями давления в потоках жидкости или газа) в спектре не видна - модулируются мощность не отдельных гармоник, а широкополосного сигнала, но если выделить широкополосную вибрацию, построить зависимость ее мгновенной мощности (или огибающей)от времени и взять спектр - модуляция легко обнаруживается и количественно оценивается. Это и есть содержание нашего авторского свидетельства начала семидесятых годов.

Ударную (импульсную) вибрацию, даже при периодических ударах также не увидишь в спектре на высоких частотах - гармоники высокой кратности "размываются" из-за эффекта Доплера при многократных отражениях от вибрирующих на разных частотах граничных поверхностей, поэтому импульсная высокочастотная вибрация обнаруживается с использованием не спектрального анализа, а "осциллографированием" высокочастотных компонент (SPM- метод диагностики подшипников, патент Швеции 1968г.) Чтобы оценить амплитудную модуляцию высокочастотных ударных компонент, также можно использовать спектр огибающей, но уже вибрации ударного происхождения (патент США, фирма Боинг, начало 70-х годов)

Дальше рождалось много легенд и патентов по методу огибающей, но все они фактически - модификация указанных трех базовых, отличающихся физикой процесса

Естественно, что каждый из производителей своих приборов дает твою трактовку методу и по разному использует спектр огибающей для диагностики.
Фирма SKF любит строить огибающую в очень широких полосах частот. На низких частотах они заменяют поиск боковых составляющих у оборотной вибрации с частотой вращения сепаратора на обнаружение сепараторной гармоники в спектре огибающей - это контроль состояния тел качения и сепаратора, но не в подшипниках российского или китайского производства, где при производстве допускается большая разноразмерность тел качения. На высоких частотах при очень широкой полосе частот, используемой для построения огибающей, в спектре огибающей - винегрет из составляющих самой разной природы, вплоть до составляющих из-за биений разных гармоник, количественной оценке такой спектр не подлежит
Из спектра огибающей вибрации на ультразвуковых частотах, где основной вклад в мощность дают только ударные импульсы также можно извлечь лишь частичную информацию - о частотах ударных компонент.

Мы выбираем для построения спектра огибающей (и количественной оценки глубины модуляции) вибрацию не в самом начале и не в самом конце ее спектра, и в той его части, где нет интенсивных гармонических составляющих, что позволяет добывать диагностическую информацию из сит трения в подшипниках качения и скольжения, а также изпульсаций давления в потоках жидкости и газа. Но и те спектры огибающей вибрации, которые во многих приборах строятся для очень широкополосной вибрации, имеют большую практическую ценность
Изменено: 7 года, 4 мес. назад от Барков.

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #960

  • Вячеслав
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 415
  • Репутация: 24
Работа со спектром огибающей, из-за "бедности" спектра и его высокой информативности, в "рукопашном" режиме даже проще чем с автоспектром! Минимальная проф. подготовка нужна для выбора точек замера и настроек параметров (центральная частота фильтра, ширина спектра и т.д.). При наборе определённого опыта, не сильно"забитый" спектр огибающей читается с первого взгляда. Т.е. при снятии спектра прибором, при обходе оборудования, можно сходу выдать персоналу предворительный диагноз и рекомендации.
Ещё один интересный плюс. В представленных выше спектрах огибающей, двигателя нет никаких дефектов подшипников и линии вала (полное отсутствие пиков и чёткая повторяемость уровня со временем), но присутствует высокий уровень обшей вибрации. Можно сделать вывод, что в данном случае, вибрацию провоцируют не ротор (не дисбаланс, не муфта/центровка и не подшипники), а вероятнее всего, лапы/рама/фундамент или электромагнитные дефекты. Т.е. для постановки диагноза нужно смотреть прямые спектры и снимать контурные характеристики.

Автоматическая диагностика сильно помогает диагносту, экономит уйму времени, особенно расчётом частот возможных дефектов и их индитификацией в спектрах! Но, за ней нужен глаз да глаз.
Имея поставленный диагноз, его картину в виде спектров и временных трендов и обратную связь при обслуживании/ремонте оборудования, качественно и быстро набираемых статистику и опыт.

Вывод такой. Спектр огибающей значительно упрощает и облегчает диагностику подшипников качения и дефектов линии вала, которые нагружают подшипники, типа дисбаланс, бой вала, дефекты муфты, расцентровка и т.д.. А также помогает с гидродинамикой - подшипники скольжения, проточная часть насосов и т.п..
Автоматическая диагностика, по крайне мере переносным прибором, не отменяет квалифицированного вибродиагноста, а повышает его производительность практически на порядок и даёт возможность не увязая в рутине, концентрироваться на сложных случаях, требующих достаточной квалификации.
Изменено: 7 года, 4 мес. назад от Вячеслав.

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #961

  • VilliVonko
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Постов: 33
  • Репутация: 0
Датчик ставится довольно таки далеко от подшипника, на корпус, может по этой причине никаких дефектов и не видно. Правда в прямом спектре, если смотреть по виброскорости, присутствуют оборотки. Опять же бой вала, то же самое что на подшипнике насоса. Я тоже считаю что причина повышенной вибрации в дефекте рамы. Прикладываю фото механизма. Как видно на фото, часть передней и задней лап висят в воздухе.
20161128_141843.jpg
Изменено: 7 года, 4 мес. назад от VilliVonko.

Re: определить дефект 7 года, 4 мес. назад #962

  • Вячеслав
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 415
  • Репутация: 24
Если точка замера спектра огибающей расположена непосредственно на подшипниковом щите, например на торце щита, а не на корпусе статора двигателя и точка замера зачищена до металла, то нормально. Между точкой замера и подшипником не должно быть сварных (хотя через сварные швы иногда высокочастока пролазит, но всё равно нежелательно) и особенно болтовых соединений, то есть для качественного прохождения высокочастотной вибрации нужен сплошной массив метала между подшипником и датчиком, без стыков, разъемов и краски.

На фото лапа, в районе болта, визуально висит в воздухе. Но это субъективно. В районе болта, между лапой и рамой с обоих сторон (снаружи и изнутри) не должен пролазить щуп 0,03 или хотя бы 0,1 для начала. Под дальней лапой лежит центровочная пластина. Она должна быть "П" образная и лежать под всей шириной лапы (в данном случае, высовываться с другой стороны стороны лапы) или хотя бы две одинаковые узкие пластины лежащие поперёк лапы с обоих сторон болта. Если пластины только с одной стороны болта или только под одной стороной (наружной или внутренней) лапы, то это проблема. Для большей уверенности сними контурную, в районе болтов замерь общую вибрацию на лапах и раме. Разница между лапой и рамой в одной точке не должна сильно отличатся.

Судя по фото, рама из двух швелеров вдоль двигателя, а сверху площадки под лапы. Если внутри рамы не приварены поперечные швелера или хотябы вертикальные косынки, то рама имеет податливость в поперечном направлении и с ней возможно пытались неудачно бороться приваркой усиления к лапам. Возможно в этом проблема.
Изменено: 7 года, 4 мес. назад от Вячеслав.
Время создания страницы: 0.33 секунд