Добрый день!
Я последнее время почти не участвовал в обсуждениях, ведущихся на форуме.
Уже год, как увлекся решением одной задачи, которая на первый момент казалась простой – сделать датчик с радиоканалом, и автономным питанием от батарейки, которого хватило бы на раннюю и надежную аварийную сигнализацию.
Ведь выпускают же такие датчики, объединяя их общей программой контроля с простой технологией интернет- вещей (как в «умом» доме). И бегать с виброметром не надо – все у тебя на рабочем столе.
Но на поверку оказалось, что работает это все предпочтительно в идеальных условиях. Для того, чтобы такие датчики применить, надо идеально изготовить оборудование, идеально смонтировать на месте и эксплуатировать в идеальных условиях. Т.е. между хорошей и плохой машиной нужна исходная разница по уровню вибрации раза в 4, и это на протяжении всего времени эксплуатации.
А в нашем разболтанном оборудовании, особенно высокооборотном, запаса никакого, все на пределе. Чуть начал меняться режим работы – сразу скачек вибрации и срабатывание сигнализации. Да и часть дефектов (подшипники, нарушения зазоров) в уровне вибрации до 1000Гц просто не видны без узкополосного спектра.
Вывод один – датчик должен стать «умным», должен разбираться – что за опасность он видит, да и опасность ли это, а не обычный скачек нагрузки.
Видеть удар лучше всего в широкой полосе частот, все остальные опасные дефекты видны в узкополосном спектре. И если в машине не очень много узлов, в спектре можно автоматически разобраться. Но всегда надо сравнивать измерения хотя бы с двух сторон машины. Получилось, что надо объединить 4 датчика или больше, как в СМД. Но дальше начались расхождения с СМД , не просто так, а ради упрощения конечного продукта.
В результате пришли к пониманию, что даже контроль вибрации должен быть умным, т.е. с диагностикой, и должен быть не одиноким, а спаренным, с синхронным измерением вибрации хотя бы с двух сторон машины. Для диагностики даже сильных дефектов нужно контролировать несколько параметров – и мы выбрали три широких полосы частот и спектр. И обязательно сравнивать параметры в разных точках агрегата, только тогда без анализа спектров высокочастотной вибрации (точнее, спектров огибающей) можно дать диагноз агрегата в целом
А где диагностировать – далеко от машины, и информацию передавать в виде сигнала, или на месте, передавая результат? В обоих случаях нужна энергия, и от батарейки долго не проработаешь
И, наконец, просто может получиться, если остановимся только на уровне сильных дефектов, для каждого с одним диагностическим признаком.
И с такой постановкой задачи мы приступили к практической реализации. Электроника уже была – мы несколько лет выпускаем модуль вибрационного контроля – он измеряет уровни вибрации в широких полосах частот и третьоктавный спектр, но системы контроля из него не получилось – естественные ложные срабатывания в переходных режимах работы объекта.
Электроника – на 8 каналов (8-канальный АЦП), два сигнальных процессора, есть запас по вычислительной мощности, поэтому устройство ранней аварийной сигнализации решили сделать на 8 каналов, для простейших агрегатов с 4 опорами вращения одно устройство на два агрегата.
Устройство получилось очень перспективным с возможностями управляющего сигнализацией многоканального виброконтроллера, но при этом с эффективной диагностикой сильных дефектов.
Прочитать о нем можно здесь:
«Диагностика роторного оборудования стационарными средствами вибрационного контроля»
Это устройство, на мой взгляд, пока аналогов среди простых средств контроля, которые решают сразу так много разных задач, не имеет. Ну а обсудить его в сравнении с полными системами мониторинга и диагностики, например СМД-4, с учетом того, что о них мы много писали, а на сегодня уже имеем приличный опыт эксплуатации первого поколения СМД, можно в рамках нашего форума