Бортовые системы мониторинга и оперативной диагностики вращающегося оборудования. Введение
Шрифт:

Диагностика работающих технических объектов – это интенсивно развивающееся направление развития информационных систем разного назначения и систем управления этими объектами. Не являются исключением из этих объектов машины и механизмы, для которых основным диагностическим сигналом продолжает оставаться вибрация.

Наметившаяся в развитых странах тенденция снижения объема работ по обслуживанию и ремонту технических объектов за счет их замены при ухудшении реального технического состояния только увеличивает потребность в диагностике, по результатам которой и планируется такая замена. Однако сокращение объемов их обслуживания и ремонта не приводит к перераспределению рабочей силы в сторону диагностики – одновременно должен обеспечиваться и рост производительности систем диагностики со снижением степени участия в ней человека. А это означает, что будущее – за полностью автоматическими стационарными системами диагностики с искусственным интеллектом. Уже сейчас из новейшей техники ведущих мировых производителей не удается диагностировать в автоматическом режиме лишь уникальные агрегаты.

В некоторых странах, как и в России, продолжают широко эксплуатироваться машины и механизмы прошлых поколений, которые полностью заменить современными в ближайшем будущем крайне сложно. Без обслуживания и текущих ремонтов их эксплуатировать невозможно, поэтому обслуживающий персонал до такой замены в полной мере должен быть оснащен средствами контроля, мониторинга состояния и диагностики машин и механизмов, а также их наладки по результатам диагностики. Кроме того он должен иметь соответствующую подготовку и постоянно ее совершенствовать.

Северо-Западный учебный центр, кроме реализации образовательных программ подготовки специалистов по диагностике работающих машин и механизмов, а также их виброналадке, выполняет большой объем исследований в области разработки и оптимизации используемых методов и методик мониторинга и диагностики с учетом сложившихся в России и странах СНГ особенностей эксплуатации, обслуживания и ремонта вращающегося оборудования. При этом, естественно, основные усилия направляются на использование средств мониторинга и диагностики с искусственным интеллектом. Из таких средств, в России наибольшее распространение получили переносные системы диагностики по вибрации, большой вклад в развитие которых внесли специалисты предприятий Ассоциации ВАСТ.

В настоящее время и в России появилась необходимость широкого внедрения и стационарных систем мониторинга состояния и диагностики с искусственным интеллектом, позволяющих высвободить ресурсы, затрачиваемые на диагностику, текущие ремонты и ненужные обслуживания объектов, особенно в тех местах, где организовывать эти работы с участием человека крайне сложно. А это системы, непрерывно и автоматически выполняющие функции мониторинга и диагностики во всех режимах работы машин и механизмов, с момента пуска и до полной остановки. Такие системы необходимы и на средствах транспорта, долгое время находящиеся вне досягаемости специалистов по обслуживанию и ремонту машин и оборудования.

Особенностью такого рода «бортовых» систем мониторинга и диагностики в реальных условиях управления и обслуживания объектов диагностики и собственно систем диагностики при дефиците подготовленных кадров должна быть возможность своевременного обнаружения возможных ошибок персонала и оценки их последствий. Это та часть обязательных для многих потребителей функций, которая в целях удешевления продукции очень часто не реализуется в системах мониторинга и диагностики западных производителей.

Разработка технических требований на интеллектуальные стационарные системы мониторинга и диагностики машин и механизмов по вторичным процессам, а также дальнейшее совместное со специалистами других предприятий Ассоциации участие в разработке физических основ, схемно-технических решений и программного обеспечения этих систем – важнейшее направление внедрения результатов деятельности Северо-Западного учебного центра.

Обзор технических решений по бортовым системам мониторинга и оперативной диагностики вращающегося оборудования.

Доклад «Бортовая система диагностирования судовых машин»