Бортовая система диагностики судовых машин.Тезисы доклада
Шрифт:

УДК 629.12.05

БОРТОВАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ МАШИН

 А. В. Барков, канд. физ.-мат. наук, с.н.с.,

ООО «Вибротехника», г. Санкт-Петербург, (812)327-55-63, barkov@vast.spb.ru

Н. А. Баркова, канд. техн. наук, доцент; Д. В. Грищенко

СПбГМТУ, г. Санкт-Петербург, (812)714-60-80, barkova@vast.spb.ru

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА В .JPG

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА

 

 

Рассматривается структура бортовой системы диагностики судовых машин по вторичным процессам – их вибрации и току приводных электродвигателей. Основными требованиями, предъявляемыми к необслуживаемой во время плавания системе диагностики, являются:

  • обнаружение опасных изменений состояния объектов контроля в режиме он-лайн в установившихся и переходных режимах работы механизмов,
  • идентификация основных дефектов, краткосрочный прогноз состояния и выдача рекомендаций обслуживающему персоналу непосредственно на судне,
  • сбор данных для глубокой диагностики машин по приходу в порт с участием эксперта.

Бортовая система реализована в виде единой информационной сети (Ethernet), к которой подключена группа многоканальных измерителей (блоков анализа электрических сигналов - БАЭС), выполняющих параллельный анализ всех контролируемых сигналов и передающих результаты анализа в сеть с периодом обновления данных в 1,6 секунды. К этой же сети подключен компьютер с программой мониторинга и оперативной диагностики.

В каждом виброизмерительном канале для достижения поставленной цели измеряется третьоктавный спектр вибрации до частоты 10кГц и два узкополосных с максимальным разрешением по частоте 0,3Гц. Кроме этого измеряется высокочастотная импульсная вибрация до частоты 25кГц, позволяющая обнаруживать опасные изменения состояния смазки в доступных узлах трения. В каждом канале измерения тока приводного электродвигателя  измеряется узкополосный спектр тока с разрешением по частоте менее 0,1Гц, что позволяет обнаруживать дефекты не только электромагнитной системы двигателя, но и многие дефекты нагруженных на двигатели механизмов.

Обнаружение опасных изменений состояния машин в переходных режимах работы и краткосрочный прогноз состояния судовых машин в режиме он-лайн осуществляется по трендам изменения контролируемых параметров. Тренды строятся на разных интервалах времени с использованием скользящих накопителей, что позволяет отделить быстро развивающиеся дефекты, требующие принятия срочных решений, от типовых изменений состояния в переходных режимах работы и от медленно развивающихся дефектов.

Для глубокой диагностики и долгосрочного прогноза состояния машин по приходу в порт приписки предусмотрена возможность периодической записи отрезков сигналов вибрации и тока в каждом измерителе (по четырем измерительным каналам параллельно), для чего в измерители установлена энергонезависимая память емкостью до 32 Гбайт. Запись ведется по командам диагностической программы как во время стабильной работы машины, так и моменты опасного изменения состояния машины.

Алгоритмы диагностики отрабатывались на многих типах машин, как общего применения, в энергетике и на железнодорожном транспорте, так и судовых, в частности на газовых и паровых турбинах, планетарных редукторах, турбогенераторах, центробежных и осевых насосах, в том числе погружных.