Секция:
Отраслевой опыт применения технологий e-learning в инженерном образовании.
Оценка квалификации специалиста на примере аттестации специалистов диагностических подразделений «ВАСТ-сервис» на Северной Железной дороге и её возможность интеграции в среду
e-learning
Expert qualification estimation based on the example of the "VAST-service" experts attestation on the Northern Railway and possibility of its integration in the e-learning environment
С. Г. Дегтерёв
(S.G. Degterev)
|

|
Заместитель генерального директора по производству Общества с ограниченной ответственностью «ВАСТ-сервис»
(Deputy Director General on Production, VAST-Service, Ltd)
С. Г. Корешева
(S.G. Koresheva)
|

|
Заместитель директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»
(Deputy director North-West Education Center)
А.А. Борисов
(A.A. Borisov)
|

|
Преподаватель Северо-Западного учебного центра, аспирант СПБГМТУ.
(The lecture in North-West Education Center, postgraduate at Saint-Petersburg State Marine Technical University)
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»
(North-West Education Center)
Россия, Санкт-Петербург.
(Saint-Petersburg,Russia)
Аннотация
В работе разобран практический пример оценки квалификации специалиста по вибрационной диагностике локомотивов ОАО РЖД и приведены рекомендации по внедрению процесса аттестации в среду e-learning.
Abstract
Practical example on the expert qualification estimation in vibration diagnostics of locomotives in the Russian railway RZD, JSC is presented along with recommendations on attestation process integration in the e-learning environment.
Объективная оценка квалификации специалиста - актуальный и важный вопрос в функционирование любого предприятия. При наличии такой оценки упрощается процесс ротации кадров и стимулирования работников предприятия.
В то же время цель подобной аттестации не только установить уровень знаний сотрудника, но и по возможности ликвидировать пробелы в его профессиональном образовании с целью увеличения эффективности и плодотворности его дальнейшей работы. В связи с этим рационально перед аттестацией проводить сжатый курс обучения, направленный не столько на освоение базовых навыков, сколько на акцентировании внимания работника на тонкости и нюансы его профессиональной деятельности. Помимо этого каждому проходящему аттестацию по её окончанию необходимо выдавать специализированную литературу на базе реального практического материала, в качестве справочного пособия для дальнейшей его работы.
Чтобы обучение и аттестация работников были максимально полезны и достоверны, при составлении программы обучения и заданий на аттестацию необходимо учитывать специфику выполняемой работы. В связи с этим оптимальным решением является проведение подобных мероприятий на базе собственных учёбных центров или специализированных учебных заведений. Помимо этого необходимо готовить и согласовывать с руководителями предприятий, направляющих своих сотрудников на обучение, индивидуальные программы обучения и аттестации.
В качестве примера предлагается рассмотреть технологию аттестации группы специалистов ООО «ВАСТ-сервис» выполняющих работы по вибрационной диагностике локомотивов Северной железной дороги ОАО «РЖД».
1. Перед проведением аттестации группа проходит недельное обучение, в которое входит: основы технической диагностики и вибрационного анализа, детальное изучение всех диагностических признаков типичных дефектов подшипников с учетом конструктивных особенностей диагностируемых узлов, а также способы и порядок идентификации дефектов. Обучение проводится высококвалифицированными преподавателями учебного центра и ведущими инженерами «ВАСТ-сервис» на основе реального практического материала, собранного и обработанного за предыдущие годы работы подразделений диагностики локомотивов.
2. Для аттестации специалистов подготавливается требуемое количество вариантов задачников по 30 заданий из них: 20 практических и 10 теоретических.
Практические задания заключаются в оценке технического состояния подшипников локомотивов и возможности их дальнейшей эксплуатации при помощи инструментов диагностической программы DREAM.
Специалист должен на основе предварительно измеренных спектров вибрации и дополнительных мониторинговых измерений определить частоту вращения оси колёсной пары и выявить наличие и степень развития дефектов подшипника.
Итогом задания является принятие решения специалиста о возможности дальнейшей эксплуатации подшипника или его замене. При принятии решения о замене подшипника специалист должен указать вид дефекта подшипника, основные и дополнительные признаки обнаруженного дефекта.
Из 20 практических заданий основной частью являются примеры с различными типами дефектов подшипников, требующими замены, и часть вариантов без дефектных подшипников, эксплуатация которых допустима.
Теоретические задания направлены на выявление базовых знаний и организованы в качестве теста.
Таким образом, достигается максимальная идентичность аттестационных заданий с условиями работы специалиста: использование реальных данных, идентичность программного обеспечения и организации рабочего места.
3. Оценка знаний по итогам аттестации:
-За правильный ответ по теории специалист получает плюс 1 балл, за не правильный минус 1 балл;
-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определении дефекта и всех признаков плюс 2 балла;
-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определении дефекта, не полное описание признаков плюс 1 балл;
-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определение дефекта, не правильное описание диагностических признаков минус 1 балл;
-За правильное решение о состоянии подшипника, не правильное определение дефекта, не правильное описание диагностических признаков минус 2 балла.
-Все не правильно или отсутствует ответ - минус 3 балла.
Выделяется 1 час на теоретические и 2 часа на практические задания. Выделенное время рассчитано таким образом, чтобы с учётом сложности заданий его хватало для выполнения 15 из 20 практических вопросов специалисту среднего уровня.
По итогам аттестации специалист может набрать, как положительную так и отрицательную сумму баллов. В случае получения отрицательной суммы баллов работник считается не прошедшим аттестацию и в дальнейшем отправляется в учебный центр на полноценный двухнедельный (или более) курс переподготовки.
Подобный вид обучения и аттестации полностью электронные и проводятся на компьютерах. Фактическая роль преподавателей в процессе обучения сводится к изучению специфики диагностирования локомотивов с акцентированием внимания на наиболее сложные и ответственные моменты при решении практических задач. Следовательно, весь процесс оценки квалификации специалиста может строиться как при его непосредственном присутствии в аудиториях учебного центра, так и дистанционным образом без отрыва от производства. Для реализации дистанционного варианта необходимо обеспечить работников справочным учебным материалом и организовать возможность оперативных он-лайн консультаций средствами специализированного программного обеспечения (ПО). Выполнение аттестационной работы возможно как в режиме реального времени, например, на сайте учебного центра или через разработанное ПО, так и средствами пересылки заданий аттестуемым с последующих возвращением решений обратно.
При правильном подходе система для объективной оценки знаний и умений сотрудника может быть без излишних трудностей внедрена в среду e-learning, что особенно ценно для предприятий, чьи подразделения расположены на значительном территориальном удалении друг от друга.
Литература:
-
Барков А.В, Н.А. Баркова, В.В. Федорищев. «Вибрационная диагностика колёсно-редукторных блоков на железнодорожном транспорте» Спб, Издд.центр СПБГМТУ, 2002, 103 с.
-
Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов". Опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1110, "Российская газета", N 36, 04.03.2009.
-
Правила деповского ремонта локомотивов серий 2ТЭ10, ТЭП70, ЧМЭ, ВЛ11, ВЛ80, ВЛ60.
-
ECTS. User's Guide, Brussels 17 august 2004.
-
ERASMUS ECTS. European Community Course Credit Transfer System. Information Brochure Commission of the European Community. Brussels, 1994.