Из своего опыта диагностирования низкооборотных машин вспоминаю три основных причины износа и разрушения сепаратора:
- плохая смазка, чаще всего из-за попадания воды или выгорания смазки вследствие перегрева,
- перегрузка подшипника при несоосности соединяемых машин (встречал и десятикратные перегрузки подшипника, и с разрывом сепаратора из-за заклинивания тел качения)
- другие дефекты подшипника, особенно обоих колец, тогда на два разных тела качения действуют дополнительные силы в разные относительно движения сепаратора направления (одно тело "зацепляется" за неподвижное кольцо, другое - за вращающееся)
Но встречал и недоисследованные причины, в частности при попытке разработать алгоритмы диагностики подшипников "качающихся" конверторов в металлургии. Попытка заключалась в контроле мощности ударных импульсов, возникающих при пересечении нагруженным телом качения зоны дефекта на кольце. В результате были обнаружены импульсы сильно флуктуирующей амплитуды, причиной которых, как оказалось является не дефект, а"выстреливание" тела качения при выходе из зоны нагрузки с ударом в противоположную перегородку сепаратора. Мы даже решили, что по величине импульса (силе удара) можно оценить зазор между телом качения и перегородками, т.е. износ перегородок, но соответствующей корреляции результатов не обнаружили. Однако средняя сила удара оказалась достаточно большой, так что эти удары могут быть реальной причиной наклепов на перегородках сепаратора с постепенным его разрушением. Жаль только, что конвертор качается, и выделить для исследования одну нагруженную ударами тел качения сторону перегородки не удалось.