Уважаемый Руслан
Существует два наиболее развитых направления диагностики подшипников качения – по вибрации и по продуктам износа. Есть еще несколько видов косвенной диагностики – по опосредованному влиянию дефектов подшипников качения на различные свойства агрегата в целом. Все они могут применяться в тех или иных конкретных случаях диагностики подшипников без доступа к подшипниковому узлу. В качестве одного из примеров приведем способ косвенной оценки состояния подшипников качения асинхронных электродвигателей, в которых параметры воздушного зазора зависят от износа и дефектов подшипников, по спектру потребляемого двигателем тока.
Далее рассмотрим возможность использования пяти основных методов диагностики подшипников качения по вибрации, основанных на анализе влияния ударов, как основного признака дефектов в подшипниках, на вибрацию в разных областях частот.
1. Ультразвуковая вибрация (SPM - метод), поиск микроударов при разрывах масляной пленки (некоторые авторы утверждают, что основной вклад дает акустическая эмиссия в нагруженных элементах подшипника) – для удаленных подшипников использоваться не может.
2. Высокочастотная и, иногда, среднечастотная вибрация (метод огибающей сил трения) – поиск ударов, в том числе не приводящих к разрыву масляного слоя, и других причин, приводящих к периодическому изменению сил трения в подшипнике. Ограниченно может использоваться в случае, когда максимальный вклад в случайную вибрацию в доступных точках контроля дают подшипники, а не другие узлы агрегата, например, поток жидкости или газа. При наличии в агрегате других узлов – источников ударных импульсов (зубчатые передачи и т.д.) требуется принимать специальные меры по разделению диагностических признаков
3. Среднечастотная и, частично, низкочастотная вибрация (метод обнаружения рядов подшипниковых гармоник в спектре вибрации). Может использоваться для конкретных типов агрегатов при условии использовании высокоточной анализирующей аппаратуры, позволяющей разделить ряды гармоник разного происхождения в измеряемом сигнале вибрации
4. Среднечастотная вибрация (метод обнаружения ударов по высшим моментам статистического распределения сигнала вибрации). Может использоваться для обнаружения сильных дефектов, когда удары определяют мощность измеряемой вибрации на средних частотах, но без определения причины ударов, которые могут возникать и в других узлах агрегата, например, механических передачах
5. Низкочастотная, и, частично, среднечастотная вибрация (метод выделения случайных компонент). Может использоваться при обнаружении предаварийного состояния подшипника, имеющего группу развитых дефектов, в том числе и сепаратора, влияющих на равномерность движения сепаратора. Для разделения с признаками других возможных дефектов агрегата используется среднечастотная случайная вибрация, максимальный рост которой имеет место в зоне дефектного подшипника.
Проведенный анализ дает частичный ответ на Ваш вопрос – диагностировать надо по спектру низкочастотной и среднечастотной вибрации (пункты 3 и 5), но дефекты смазки вы обнаружите только по их последствиям – быстро развивающимся дефектам поверхностей качения. Да и автоматизировать процесс постановки диагноза крайне сложно, мы над этим работаем уже несколько лет и нашли решение только для стационарных систем, с индивидуальной адаптацией алгоритмов.
Лишь в отдельных случаях мы можем использовать метод огибающей для удаленных подшипников, тогда в список обнаруживаемых дефектов попадает и дефект смазки