По моему личному опыту, прогары литых стержней на тяжёлых (свыше 300 кВт) асинхронных эл.двигателях, в основном из-за брака заливки беличьего колеса. Типа газовые и усадочные пузыри, окисные плёнки из-за разрыва струи при заливке или перемешивании алюминия в ковше или тигле перед заливкой, разборка кокиля (распресовка) до остывания ниже 200 гр., и т.д. и т.п.. Проявляется в основном в первые годы эксплуатации.
При длительной эксплуатации (более 10 лет), чаще на двигателях с тяжёлыми или частыми пусками, особенно с относительно длинными роторами (беличьими колесами), могут появится усталостные трещины от растягивающих усилий и знакопеременных нагрузок при значительном дисбалансе, неравномерном воздушном зазоре, перекосе фаз, межвитковом замыкании и т.д. в том числе и из-за незначительного брака литья стержней.
На роторах двигателей для тяжёлых пусков, с открытыми стержнями (с профрезерованными пазами), обрыв стержня приводит к выплёскиванию расплавленного алюминия из паза с образованием видимого разрыва стержня в несколько миллиметров. Такие ротора вне условий завода изготовителя ремонту не подлежат, да и ремонт (перезаливка) может обойтись дороже нового ротора.
На роторе двигателя (500кВт 3000об/м) с закрытыми пазами стержней наблюдал "самозаваривание" обрыва стержня.
Изначально вибрация двигателя не превышала 1,5мм/с.После очередного пуска вибрация двигателя превысила 10мм/с. В спектре четко наблюдался дефект стержней ротора. При последующем пуске вибрация изменилась и по уровню и по фазе. Решили поэксперементировать. После нескольких пусков подряд (с механизмом) вибрация стабилизировалась на уровне 2,2мм/с (и находится на этом уровне уже лет 7-9). В спектре видны следы дефекта стержней ротора, "корона" значительно меньше 10% от оборотки (разница более 20дБ).
Видимо пусковыми токами ротор прогибало в противоположную от обрыва сторону, сжимая и подплавляя края разрыва, а центробежной силой расплавленный метал прижимался к внешней стороне паза с одновременной сепарацией окислов. Стержень как бы заварился, но с уменьшением сечения в месте сварки.
Видимо последствия таких "самозавариваний" и наблюдались Алексом.
На паяных и сварных (попадался и такой ротор) беличьих колёсах, отгар стержней, в основном из-за конструктивных дефектов (были у меня два таких армянских двигателя) и брака чеканки и пайки (сварки) стержней плюс непрофессионализм или лень обслуживающих электриков.