Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Вибрация в определенном диапазоне набора мощности
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности

Re: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности 3 мес., 2 нед. назад #1549

  • Вячеслав
  • Вне сайта
  • Завсегдатай
  • Постов: 176
  • Репутация: 12
Высокая вибрация в подшипнике скольжения возможна при нагрузке (давление шейки вала на масляный слой) больше или меньшей расчётного диапазона, при увеличенном зазоре, нарушении геометрии расточки баббита и т.д..

Подшипники в редукторе нагружаются весом вала, а также окружной и радиальной силами пропорциональными нагрузке (крутящему моменту). Окружные силы, в данном случае, изначально (при малой нагрузке) направлены практически горизонтально, а радиальные на нижнем валу примерно совпадает с весом вала, на верхнем примерно в противофазе весу. Нагружение подшипников, из-за увеличения сил в зацеплении при наборе мощности меняет своё направление, от нижнего до почти горизонтального у нижнего вала и возможно почти до вертикального у верхнего.

Расписывать раскладку сил, положение роторов в подшипниках и механизм возникновения повышенной вибрации долго и нудно, проще прочитать в литературе.

Короче.
Если в спектре вибрации наблюдается субгармоника 0,42-0,48 от оборотки, то это автоколебания, вызванные разгружением подшипника. Возможно неправильной центровкой. При определённой позиции вала в подшипнике неправильная центровка "оттягивает" вал от масляного клина, что вызывает автоколебания. При дальнейшем наборе мощности возрастают силы в зубчатом зацеплении и подгружают подшипник, что приводит к прекращению автоколебаний (+ из-за изменения направления суммирующий силы вал смещается в подшипнике и возможно снижает влияние расцентровки). Автоколебания возникают скачком и также прекращаются, иногда с гистерезизом (при наборе нагрузке колебания возникают при одной нагрузке, а при снижении пропадают при другой, меньшей). Автоколебания может также вызвать повышенная вязкость масла, в том числе и из-за низкой температуры.

Если в спектре, при увеличении вибрации, появляется лес оборотных гармоник (8-20 штук) или, что более вероятно для редуктора, зубцовая частота (количество зубьев умноженное на оборотную частоту), то скорее всего имеем увеличенный зазор в подшипнике. тут встаёт вопрос о появлении вибрации в конкретном диапазоне мощности. Возможно (это мои измышления), турбоагрегат большую часть времени несёт нагрузку в районе 8 МВт и подшипник имеет выработку в зоне положения вала при этой нагрузке (вал меняет своё положение в подшипнике в зависимости от мощности на клеммах генератора), соответственно до 6 МВт и выше 10 МВт "потолочный" зазор в подшипнике в норме.

Ещё возможен перегруз подшипника. Но на мой взгляд это маловероятно. Тогда следует ожидать в спектре увеличение оборотки и возможно появление второй гармоники и/или субгармоники ровной 0,5 оборотки, а не как выше сказано - 0,42-0,48.

Спектры надо смотреть в виброскорости, а не в перемещении.

P.S. Повышение температуры подшипников будет наблюдаться только при перегрузе.
Изменено: 3 мес., 2 нед. назад от Вячеслав.

Re: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности 1 мес., 3 нед. назад #1617

  • Оптик
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Постов: 2
  • Репутация: 0
Вы уверены в корректности показаний датчиков виброперемещения ротора? (проксиметров, я полагаю). Посмотрите сигналы с датчиков, орбиту колебаний поверхности ротора под датчиками (обычно их 2 ортогональных). Сравните с низкооборотным валом. Теоретически возможно влияние зарубки или кольцевой риски на контролируемой поверхности при существенном осевом сдвиге ротора при изменении загрузки, например "особенностях" упорного подшипника редуктора или муфты ГТУ. Как соединяется ГТУ с редуктором, где ОУП и контрольные точки виброперемещения роторов? Что показывает корпусная вибрация подшипников редуктора?
Спасибо сказали: Viktor1955kuznetsov

Re: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности 1 мес., 3 нед. назад #1618

  • Viktor1955kuznetsov
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Постов: 12
  • Репутация: 0
Соединение СТ и редуктора пластинчатой муфтой.
Перемещение ( скачок) происходит при наборе мощности 2-2,5 МВт.
В этот момент появляется скачок падения мощности ( 250-300 кВт), также скачок вращения КВД, скачок приведенной мощности генератора. Это режим 8-10% от номинала.
В принципе реагируют все датчики виброперемещения. Упорный подшипник сдвигается на 0,02 .
Похоже ,что быстроходный вал смещен относительно шевронов и нагружается один полушеврон.

Почти аналогичная ситуация получается и при сбросе нагрузки с 25 МВт до 2,5 - 2,0 М Вт
Будем устанавливать дополнительный датчик на контроль осевого смещения быстроходного вала.
Необходимо выяснить причину работы шевронной передачи только одним шевроном.

Re: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности 1 мес., 3 нед. назад #1619

  • Viktor1955kuznetsov
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Постов: 12
  • Репутация: 0
До 2 МВт и после 3 МВт все успокаивается.
При сбросе мощности с 25 МВт до 3 МВт все нормально, а промежутке 2,5 -2,0 МВт снова все датчики виброперемещения показывают повышенный уровень.
При дальнейшем уменьшении мощности виброперемещения снижаются и появляется скачок оборотов турбины, генератора. Может система регулирования в этих пределах не устойчива.

Re: Вибрация в определённом диапазоне мощности 1 мес., 3 нед. назад #1620

  • Вячеслав
  • Вне сайта
  • Завсегдатай
  • Постов: 176
  • Репутация: 12
Разговор про ту же турбину, что и 2 месяца назад или это другая?

Но в любом случае выскажу свои замечания.

Viktor1955kuznetsov написал:
Похоже ,что быстроходный вал смещен относительно шевронов и нагружается один полушеврон.
Необходимо выяснить причину работы шевронной передачи только одним шевроном.
Шевронное зацепление сложно заставить работать одной половиной зубчатого колеса, так как на каждом косозубом "зубчатом полуколесе" (полушестерне) возникает приличная осевая сила смещающая вал в сторону другой "полушестерни". Т.е шевронная передача самосбалансирована в осевом направлении и нужно приложить очень большое усилие, чтобы сдвинуть, за счёт зазора в зацеплении, вал в осевом. Такое возможно только если между полумуфтами недостаточный зазор и вал турбины или генератора при тепловом расширении выбирает зазор и начинает давить через муфту на вал редуктора. Тут может возникнуть очень неприятная ситуация, при полной выборки зазора возможно заклинивание зубчатой передачи. В таком случае должен сильно греться упорный подшипник редуктора (или опорноупорный)

Viktor1955kuznetsov написал:
При дальнейшем уменьшении мощности виброперемещения снижаются и появляется скачок оборотов турбины, генератора. Может система регулирования в этих пределах не устойчива.
Турбоагрегат в "сети" не может самопроизвольно повышать или понижать обороты, генератор синхронизирован и включен в сеть. Либо отключают генератор при небольшой нагрузке и тогда у турбины слегка "забрасывает" обороты при "отлёте" от сети. Либо вы не в единой энергосистеме и при снижении мощности на этой турбине, остальные агрегаты автоматически "берут" её нагрузку со снижением частоты сети (оборотов турбин) в пределах статической характеристики регулирования и диспетчер даёт команду и/или машинисты других турбин набирают немного мощность и за счёт этого повышают обороты, чтобы повысить частоту сети до 50 Гц, для большей устойчивости системы при набросе или сбросе нагрузки.
Изменено: 1 мес., 3 нед. назад от Вячеслав.

Re: Вибрация в определенном диапазоне набора мощности 1 мес., 1 нед. назад #1621

  • Барков
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Постов: 324
  • Репутация: 15
Посмотрел Вашу переписку с опозданием.
Газовая турбина, соединенная с редуктором пластинчатой муфтой - очень сложный и неустойчивый агрегат.
Не проанализировав спектры вибрации в двух режимах очень сложно определять возможную причину.
Наиболее часто возникают две проблемы
Первая - с неравномерно закаленными пластинами муфты, из-за чего от нагрузки меняется несоосность турбины и вала редуктора, и на малых нагрузках, пока не установился масляный клин в подшипниках, возможен даже перекос шестерни - из спектров будет видно.
Вторая - работа недогруженных подшипников скольжения редуктора, также возможен перекос шестерни, а иногда даже автоколебания (но не крутильные а поперечные). Этот эффект также можно увидеть по спектрам, только надо смотреть их и в вертикальном, и в горизонтальном направлении
В принципе не исключаю и резонансного роста крутильных колебаний на оборотной частоте турбины, но маловероятно. Для исключения такого случая посмотрите спектр тока генератора, нет ли там слабых составляющих с частотами 35Гц и 135Гц.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Время создания страницы: 0.46 секунд