Главная Научно-исследовательская деятельность Диагностические обследования и экспертиза
Диагностические обследования и экспертиза вращающегося оборудования
Шрифт:

Диагностические обследования вращающегося оборудования – одно из важных направлений работ многих подразделений предприятий Ассоциации ВАСТ. Они выполняются отделом внедрения головного предприятия, другими подразделениями и предприятиями Ассоциации, оказывающими диагностические услуги различным заказчикам, а также разработчиками перспективных систем диагностики и специалистами Учебного центра. При их проведении каждое подразделение решает свои характерные для него задачи и использует свою технологию и свои средства выполнения обследований.

Основные задачи диагностических обследований, выполняемых Учебным центром – оптимизация диагностических признаков, параметров и точек контроля в различных видах вращающегося оборудования и при разных режимах его работы. Результаты таких обследований обычно используются для решения следующих групп задач:

  • поиск новых диагностических признаков типовых дефектов во вращающемся оборудовании,
  • модернизация существующих модулей автоматической диагностики конкретных типов машин и механизмов или их узлов,
  • разработка и совершенствование методик диагностирования различных видов вращающегося оборудования,
  • разработка новых видов модулей автоматической диагностики по таким вторичным процессам, как их вибрация и/или ток нерабочей частоты в электрических машинах.

Развитие такого направления как поиск новых диагностических признаков дефектов вращающегося оборудования связано с постоянным расширением возможностей средств измерения и анализа вторичных процессов, прежде всего, вибрации и тока. Существенного скачка в этом виде исследований удалось добиться после создания в 2010г устройства (контроллера) многоканальной записи сигналов с расширенным частотным и динамическим диапазонами. Этот контроллер – основа многоканального online анализатора вторичных процессов в объектах, работающих не только в установившихся, но и переходных режимах работы. Записываемые этим устройством процессы анализируются с помощью таких известных программных средств анализа, как Mat cad и Lab view, а также диагностического программного обеспечения DREAM. После оптимизации алгоритмы анализа частично реализуются в программном обеспечении создаваемого online анализатора.

В настоящее время рекомендовано в новых сборщиках данных – виброанализаторах типа СД реализовать функцию записи сигналов в различных режимах работы объектов контроля для выполнения работ по расширению номенклатуры используемых признаков дефектов при диагностировании вращающегося оборудования конкретных заказчиков.

Адаптация и модернизация диагностических модулей на основе собираемой статистики ведется в Ассоциации ВАСТ постоянно. Конкретные решения по модернизации предлагают специалисты отдела внедрения (по заявкам пользователей и результатам анализа собранных пользователями баз данных) и специалистов подразделений Ассоциации, предоставляющих заказчикам диагностические услуги. К задачам Учебного центра относится поиск решений по модернизации диагностических модулей в случаях, когда оптимальные точки контроля недоступны для проведения измерений и поставленные задачи не удается решить путем адаптации пороговых значений в используемых диагностических модулях. В этих случаях проводятся расширенные диагностические обследования с помощью разработанного анализатора и последующей экспертизой возможных путей модернизации диагностического модуля под конкретное решение.

Работа по созданию и совершенствованию методик диагностирования ведется постоянно, ежегодно планируется не менее двух работ, одна из которых выполняется по заказу заинтересованных предприятий, другая – по плану собственных исследований и разработок. Результаты выполняемых работ в большинстве случаев становятся основой совершенствования или создания новых модулей автоматической диагностики.

Так, в 2010г разработан первый вариант методики вибрационной диагностики подшипников качения колесно-моторных и колесно-редукторных блоков локомотивов. В процессе разработки проведены подробные исследования вибрации и тока тяговых электродвигателей нескольких типов локомотивов в установившихся и переходных режимах прокручивания их колесных пар. Под эту методику модифицирован модуль автоматической диагностики подшипников качения редуктора.

В 2011г разработана методика идентификации состояния механизмов с узлами вращения по результатам вибрационного мониторинга и контроля температуры для простейшей системы мониторинга, разработанной предприятиями Ассоциации ВАСТ. Основные положения методики реализуются как составная часть модуля автоматического мониторинга состояния вращающегося оборудования для стационарной системы мониторинга состояния и оперативной диагностики машин и механизмов.

В том же 2011г. завершена работа по созданию методики диагностирования механизмов с электроприводом по потребляемому току, для ее разработки потребовалось проведение многолетних исследований тока электроприводов различных механизмов, и она может быть реализована на основе средств анализа сигналов последних поколений с расширенным динамическим диапазоном измерений. Эта методика находится в стадии реализации в виде модулей автоматической диагностики для стационарной системы мониторинга состояния и оперативной диагностики.

Разрабатываемая бортовая система диагностирования судовых машин охватывает и механизмы, для которых ранее модули автоматической диагностики не выпускались. Это, прежде всего, крупная гребная турбозубчатая установка с планетарным редуктором. Для многорежимных по частоте вращения планетарных редукторов потребовалась разработка методики их диагностирования по сигналу вибрации, которая и была создана по результатам диагностических обследований и экспертизы диагностических признаков  группы редукторов в 2012г. На ее основе готовится модуль автоматической диагностики планетарных редукторов с подшипниками скольжения.

Учебный центр совместно со специалистами других предприятий Ассоциации ведет работы и по диагностическим обследованиям электроприводов механизмов, работающих кратковременно и в переменных по частоте режимах работы. Это электропривод с тяговым двигателем переменного тока и статическим преобразователем питающего напряжения для средств транспорта, а также электропривод запорной арматуры. Диагностические обследования выполняются и по сигналам вибрации, и по сигналам тока с целью последующей экспертизы и оптимизации решений по автоматической диагностике электропривода с исполнительным механизмом.