Возможности дистанционной диагностики на судах.Тезисы доклада
Шрифт:

УДК 658.58

 

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ НА СУДАХ

Баркова Наталия Александровна, Барков Алексей Васильевич, Грищенко Дмитрий Вячеславович, Федорищев Владимир Валерьевич,

 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет,

Россия, Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3,

  Ассоциация ВАСТ,

Россия, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 140,

e-mails: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ,

Почтовый адрес: 198207, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 140

Аннотация: В докладе рассмотрены вопросы комплексного диагностирования судовых машин и оборудования во время длительного плавания с привлечением удаленных специалистов береговых служб диагностики и на основе технических средств отечественного производства. Изложены вопросы оптимизации номенклатуры контролируемых процессов и разделения средств диагностики на стационарные, мобильные и переносные.

Ключевые слова: прогноз; судовое оборудование; средства диагностики; вибрация, ток.

 

POSSIBILITIES OF REMOTE DIAGNOSTICS ON BOARD A SHIP

Nataliya Barkova, Alexey Barkov, Dmitriy Grishchenko, Vladimir Fedorishchev

St. Petersburg State Marine Technical University,

Russia, St. Petersburg, ulica Lotsmanskaya 3,

Association VAST

Russia, St. Petersburg, prospect Stachek 140

e-mails: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Abstract: The report considers the issues of complex diagnostics of shipboard machinery and equipment during long sea voyages with the involvement of remote experts onshore services for diagnosis and on the basis of means of domestic production. The paper describes the optimization of the nomenclature of controlled processes and the division of diagnostic tools in stationary, mobile and portable systems.

Keywords: prognosis; on board ship equipment; diagnostic means; vibration, current.

 

На многих предприятиях промышленности и на транспорте все большее внимание уделяется дистанционной диагностике работающего оборудования, позволяющей контролировать и прогнозировать его состояние удаленно, в том числе без участия собственных специалистов. Задачи диагностики ответственного оборудования принято делить на две части. Первая – защитный мониторинг состояния, выполняемый в автоматическом режиме непосредственно на объекте для быстрого устранения причины ухудшения состояния или своевременного вывода оборудования из эксплуатации. Вторая - глубокая диагностика для подготовки к обслуживанию или ремонту, не требующая оперативного решения. Решаются эти задачи путем использования в составе ответственного оборудования стационарных систем защитного мониторинга, параллельно собирающих первичные данные для последующей глубокой диагностики. Менее ответственное оборудование обычно комплектуется только простейшими средствами аварийной защиты.

Большая длительность плавания судна, неполное резервирование его оборудования и отсутствие на борту специалистов по диагностике и ремонту требует расширенных подходов к обеспечению безаварийной работы. Во-первых, нужно обеспечивать дистанционное диагностирование ответственного и нерезервируемого оборудования с глубиной, достаточной для минимизации непрогнозируемых отказов во время плавания. А для этого следует оснащать его датчиками контролируемых процессов и средствами сбора информации. Во-вторых, необходимо организовывать береговые службы дистанционной диагностики судового оборудования.

В настоящее время Ассоциация ВАСТ разрабатывает, совершенствует и производит три типа технических средств и информационных систем мониторинга состояния и диагностики энергетических установок с паровыми и газовыми турбинами, а также различных агрегатов с электроприводом, для использования на разных предприятиях промышленности, городского хозяйства и транспорта.  К ним относятся стационарные системы мониторинга и диагностики, мобильные системы мониторинга и средства сбора диагностической информации («черные ящики» со сбором информации «по событиям»). Все они рассчитаны на диагностику объектов по их вибрации, току и температуре, работают как в автоматическом режиме, так и в режиме удаленного управления, и могут быть адаптированы к судовым машинам и оборудованию. Особое внимание уделяется вопросам первичной диагностики объектов после изготовления, на испытательных стендах заводов – изготовителей. В частности, одна из систем устанавливается на объединении Звезда для первичной диагностики выпускаемых редукторов.

Нерешенные проблемы сохраняются в глубокой в том числе и дистанционной диагностике ДВС, которыми оснащены большинство судов. Проблемы в том, что диагностика ДВС проводится преимущественно по параметрам рабочих процессов, изменения которых при зарождающихся дефектах обычно не выходят за зоны допустимых отклонений. Но многие разработчики средств диагностики продолжают поиск методов диагностики ДВС по более чувствительным к зарождающимся дефектам вторичным процессам с учетом постоянно растущих возможностей современных средств их измерения и анализа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Неразрушающий контроль: Справочник: В 7т. Под общей редакцией В.В. Клюева. Т. 7: В 2 кн. Кн. 2: Балицкий Ф.Я., Барков А.В., Баркова Н.А.  и др. Вибродиагностика, - М.: Машиностроение, 2005, 829 с.

2.    Баркова Н.А., Грищенко Д.В. Направления развития информационно-измерительных технологий диагностики роторного оборудования // Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Выпуск 1 – СПб: СПОИСУ, 2015, С. 503-507

3.    Барков А.В., Баркова Н.А., Грищенко Д.В., Федорищев В.В. Система мониторинга вибрации с оперативной идентификацией обнаруживаемых изменений // Защита от повышенного шума и вибрации. Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции с международным участием – СПб.: БГТУ «Военмех», 2013, С. 272-278. 

4.    Грищенко Д.В. Система непрерывного мониторинга состояния и оперативной диагностики судового роторного оборудования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология – СПб.: ФГБОУ ВО «АГТУ», 2016, № 4. С. 54-62.

5.    Грищенко Д.В. Автоматическая обработка узкополосных спектров вибрации судовых машин в целях выделения диагностически значимых компонент // Морские интеллектуальные технологии – СПб.: НИЦ «МОРИНТЕХ», 2016. Т. 2. № 4 (34). С. 8-13.