Универсальность тестов и интерпретации результатов оценки знаний студентов при дистанционном тестировании в системе e-learning
Шрифт:

Секция:

Механизмы гарантий качества e-learning европейское измерение:

 

Универсальность тестов и интерпретации результатов оценки знаний студентов при дистанционном тестировании в системе e-learning.

(The Universalism of Tests and Interpretation of the Knowledge Assessment Results of Students for Distant Testing in the E-learning.)

 

 

С. Г. Корешева

(S.G. Koresheva)

Заместитель директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»

(Deputy director North-West Education Center)

 

 

А.А. Борисов

(A.A. Borisov)

Преподаватель Северо-Западного учебного центра, аспирант СПБГМТУ.

(The lecture in North-West Education Center, postgraduate at Saint-Petersburg State Marine Technical University)

Наименование организации:

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»

(North-West Education Center)

Россия, Санкт-Петербург.

(Saint-Petersburg,Russia)

Аннотация

В работе предложен общий принцип представления итогов электронного тестирования учащихся с целью упрощения дальнейшего перевода результатов в форматы различных образовательных стандартов, на примере оценок ECTS.

Abstract

A general principal to represent the results of students’ electronic testing to simplify the further transition of the results into different educational standards on the example of marks in ECTS is discussed.

 

С каждым годом процесс перехода учащихся из одного учебного заведения в другой становится всё обширнее. Во многом этому способствует внедряемая повсеместно в Европе система взаимозачёта образовательных программ и результатов обучения согласно European Credit Transfer System (ECTS), или как это сейчас принято в России называть – Европейская система зачетного перевода.  Поэтому при разработке программ тестирования и в особенности при оценке знаний необходимо учесть возможность представления результатов не только в формате российской трёх бальной системы, но и в более приближенном к ECTS.

В подавляющем большинстве вузов Российской федерации положительным результатом считается получение оценок: отлично, хорошо, удовлетворительно, или зачтено, т.е. при тестовой оценки знаний наличие не более 40% ошибок. Прямой перевод и интерпретация  результатов другими образовательными системами затруднителен, так, например, согласно European Credit Transfer System учащиеся успешно прошедшие обучение могут быть дополнительно подразделены на группы: A, B, C, D, E

 

 

 

 

Таблица 1. Определение оценок ECTS

 

Оценка

ECTS

Доля учащихся,

получающих эту оценку, %

Определение

A

10

Отлично – выдающиеся успехи с незначительными ошибками

B

25

Очень хорошо – выше среднего уровня, но с

некоторым количеством ошибок

C

30

Хорошо – в целом основательная работа с некоторым количеством серьезных ошибок

D

25

Удовлетворительно – старательно, но с серьезными недостатками

E

10

Достаточно – успехи соответствуют минимальным критериям

 

Электронное тестирование позволяет с одной стороны добавить гибкости в ранжировании результатов с другой формализовать и избежать субъективности при проверке знаний.  Разберёмся подробнее на следующем примере:

- Допустим, имеется некая техническая дисциплина, по которой проводится дистанционное обучение, и контроль знаний осуществляется на основе написания учащимися итогового теста. Тест содержит набор контрольных вопросов, для каждого предложены варианты ответа, где только один правильный. За правильный ответ начисляется один балл.

- В связи с тем, что разные вопросы могут иметь разную степень сложности, например, выбор правильного ответа требует проведения расчётов с использованием формул, рационально за ответы на подобные вопросы присваивать более одного бала.

- На основе общего количества возможных баллов составляется сводная таблица соответствия. Так для тестового задания с максимально возможными 100 баллами она примет вид:

Таблица 2.

 

Количество баллов

Оценка в РФ

Количество баллов

Оценка

ECTS

86-100

Отлично

96-100

A

84-95

B

72-85

Хорошо

69-83

C

60-71

Удовлетворительно

57-68

D

51-56

E

 

 

Таким образом, сохраняя результаты обучения не только в формате итоговой оценки по дисциплине, но и данные о точном количестве баллов по итоговому тесту, в будущем при необходимости проще произвести сопоставление с требуемой оценочной шкалой, будь то оценка по ECTS или другая.

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции от 15 января 1996 года, с последующими изменениям и дополнениями). Опубликован: "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150, "Российская газета", N 13, 23.01.1996.

2. Федеральный закон РФ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 22.08.1996 г., с последующими изменениями и дополнениями). Опубликован: "Собрание законодательства РФ", 26.08.1996, N 35, ст. 4135, "Российская газета", N 164, 29.08.1996.

3. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов". Опубликовано:  "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1110, "Российская газета", N 36, 04.03.2009

4. ECTS. User's Guide, Brussels 17 august 2004.

5. ERASMUS ECTS. European Community Course Credit Transfer System. Information Brochure Commission of the European Community. Brussels, 1994.