Оценка квалификации специалиста на примере аттестации специалистов диагностических подразделений «ВАСТ-сервис» на Северной Железной дороге и её возможность интеграции в среду
Шрифт:

Секция:

Отраслевой опыт применения технологий e-learning в инженерном образовании.

 

Оценка квалификации специалиста на примере аттестации специалистов диагностических подразделений «ВАСТ-сервис» на Северной Железной дороге и её возможность интеграции в среду

e-learning

Expert qualification estimation based on the example of the "VAST-service" experts attestation on the Northern Railway and possibility of its integration in the e-learning environment

 

С. Г. Дегтерёв

(S.G. Degterev)

Заместитель генерального директора по производству Общества с ограниченной ответственностью «ВАСТ-сервис»

(Deputy Director General on Production, VAST-Service, Ltd)

 

С. Г. Корешева

(S.G. Koresheva)

Заместитель директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»

(Deputy director North-West Education Center)

 

А.А. Борисов

(A.A. Borisov)

Преподаватель Северо-Западного учебного центра, аспирант СПБГМТУ.

(The lecture in North-West Education Center, postgraduate at Saint-Petersburg State Marine Technical University)

 

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр»

(North-West Education Center)

Россия, Санкт-Петербург.

(Saint-Petersburg,Russia)

Аннотация

В работе разобран практический пример оценки квалификации специалиста по вибрационной диагностике локомотивов ОАО РЖД и приведены рекомендации по внедрению процесса аттестации в среду e-learning.

 

Abstract

Practical example on the expert qualification estimation in vibration diagnostics of locomotives in the Russian railway RZD, JSC is presented along with recommendations on attestation process integration in the e-learning environment.

 

Объективная оценка квалификации специалиста - актуальный и важный вопрос в функционирование любого предприятия. При наличии такой оценки упрощается процесс ротации кадров и стимулирования работников предприятия.

В то же время цель подобной аттестации не только установить уровень знаний сотрудника, но и по возможности ликвидировать пробелы в его профессиональном образовании с целью увеличения эффективности и плодотворности его дальнейшей работы. В связи с этим рационально перед аттестацией проводить сжатый курс обучения, направленный не столько на освоение базовых навыков, сколько на акцентировании внимания работника на тонкости и нюансы его профессиональной деятельности. Помимо этого каждому проходящему аттестацию по её окончанию необходимо выдавать специализированную литературу на базе реального практического материала, в качестве справочного пособия для дальнейшей его работы.

Чтобы обучение и аттестация работников были максимально полезны и достоверны, при составлении программы обучения и заданий на аттестацию необходимо учитывать специфику выполняемой работы. В связи с этим оптимальным решением является проведение подобных мероприятий на базе собственных учёбных центров или специализированных учебных заведений. Помимо этого необходимо готовить и согласовывать с руководителями предприятий, направляющих своих сотрудников на обучение, индивидуальные программы обучения и аттестации.

В качестве примера предлагается рассмотреть технологию аттестации группы специалистов ООО «ВАСТ-сервис» выполняющих работы по вибрационной диагностике локомотивов Северной железной дороги ОАО «РЖД».

1. Перед проведением аттестации группа проходит недельное обучение, в которое входит: основы технической диагностики и вибрационного анализа, детальное изучение всех диагностических признаков типичных дефектов подшипников с учетом конструктивных особенностей диагностируемых узлов, а также способы и порядок идентификации дефектов. Обучение проводится высококвалифицированными преподавателями учебного центра и ведущими инженерами «ВАСТ-сервис» на основе реального практического материала, собранного и обработанного за предыдущие годы работы подразделений диагностики локомотивов.

2. Для аттестации специалистов подготавливается требуемое количество вариантов задачников по 30 заданий из них: 20 практических и 10 теоретических.

Практические задания заключаются в оценке технического состояния подшипников локомотивов и возможности их дальнейшей эксплуатации при помощи инструментов диагностической программы DREAM.

Специалист должен на основе предварительно измеренных спектров вибрации и дополнительных мониторинговых измерений определить частоту вращения оси колёсной пары и выявить наличие и степень развития дефектов подшипника.

Итогом задания является принятие решения специалиста о возможности дальнейшей эксплуатации подшипника или его замене. При принятии решения о замене подшипника специалист должен указать вид дефекта подшипника, основные и дополнительные признаки обнаруженного дефекта.

Из 20 практических заданий основной частью являются примеры с различными типами дефектов подшипников, требующими замены, и часть вариантов без дефектных подшипников, эксплуатация которых допустима.

Теоретические задания направлены на выявление базовых знаний и организованы в качестве теста.

Таким образом, достигается максимальная идентичность аттестационных заданий с условиями работы специалиста: использование реальных данных, идентичность программного обеспечения и организации рабочего места.

3. Оценка знаний по итогам аттестации:

-За правильный ответ по теории специалист получает плюс 1 балл, за не правильный минус 1 балл;

-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определении дефекта и всех признаков плюс 2 балла;

-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определении дефекта, не полное описание признаков плюс 1 балл;

-За правильное решение о состоянии подшипника, правильное определение дефекта, не правильное описание диагностических признаков минус 1 балл;

-За правильное решение о состоянии подшипника, не правильное определение дефекта, не правильное описание диагностических признаков минус 2 балла.

-Все не правильно или отсутствует ответ - минус 3 балла.

Выделяется 1 час на теоретические и 2 часа на практические задания. Выделенное время рассчитано таким образом, чтобы с учётом сложности заданий его хватало для выполнения 15 из 20 практических вопросов специалисту среднего уровня.

По итогам аттестации специалист может набрать, как положительную так и отрицательную сумму баллов. В случае получения отрицательной суммы баллов работник считается не прошедшим аттестацию и в дальнейшем отправляется в учебный центр на полноценный двухнедельный (или более) курс переподготовки.

Подобный вид обучения и аттестации полностью электронные и проводятся на компьютерах. Фактическая роль преподавателей в процессе обучения сводится к изучению специфики диагностирования локомотивов с акцентированием внимания на наиболее сложные и ответственные моменты при решении практических задач. Следовательно, весь процесс оценки квалификации специалиста может строиться как при его непосредственном присутствии в аудиториях учебного центра, так и дистанционным образом без отрыва от производства. Для реализации дистанционного варианта необходимо обеспечить работников справочным учебным материалом и организовать возможность оперативных он-лайн консультаций средствами специализированного программного обеспечения (ПО). Выполнение аттестационной работы возможно как в режиме реального времени, например, на сайте учебного центра или через разработанное ПО, так и средствами пересылки заданий аттестуемым с последующих возвращением решений обратно.

При правильном подходе система для объективной оценки знаний и умений сотрудника может быть без излишних трудностей внедрена в среду e-learning, что особенно ценно для предприятий, чьи подразделения расположены на значительном территориальном удалении друг от друга.

 

Литература:

  1. Барков А.В, Н.А. Баркова, В.В. Федорищев. «Вибрационная диагностика колёсно-редукторных блоков на железнодорожном транспорте»  Спб, Издд.центр СПБГМТУ, 2002, 103 с.
  2. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов". Опубликовано:  "Собрание законодательства РФ", 02.03.2009, N 9, ст. 1110, "Российская газета", N 36, 04.03.2009.
  3. Правила деповского ремонта локомотивов серий 2ТЭ10, ТЭП70, ЧМЭ, ВЛ11, ВЛ80, ВЛ60.
  4. ECTS. User's Guide, Brussels 17 august 2004.
  5. ERASMUS ECTS. European Community Course Credit Transfer System. Information Brochure Commission of the European Community. Brussels, 1994.