Мониторинг состояния и диагностика судовых машин и механизмов в сложных условиях. Тезисы доклада
Шрифт:

Мониторинг состояния и диагностика судовых машин и механизмов в сложных условиях

А.В.Барков. Ассоциация ВАСТ, г. Санкт-Петербург.

Тезисы доклада на 12 международной конференции

по гражданскому судостроению «Нева-2013»

Работа судового оборудования в необслуживаемом режиме в жестких условиях Арктики выдвигает жесткие требования к автономности и эффективности используемых систем контроля и диагностики их состояния. Выполнить их можно, используя новейшие технологии мониторинга и диагностики. Как и в медицине, диагностика в технике развивается по трем основным направлениям – обнаружение и идентификация хронических «болезней»,  быстропротекающих заболеваний и последствий «аварийных» ситуаций. Это развитие принципиально разных технологий, использующих разные методы и средства диагностики, и их объединение в одну систему диагностики – крайне сложная задача.

В докладе приводятся основные технические характеристики разработанной Ассоциацией ВАСТ автономной стационарной системы мониторинга и диагностики машин и оборудования с узлами вращения на основе достижений диагностики по всем трем направлениям. Основными диагностическими сигналами являются вибрация агрегатов и ток электродвигателей, входящих в их состав. Имеется возможность использовать параметры и других видов рабочих и вторичных процессов. Принципиальным условием создания системы является простота технических средств, объединенных в систему сетью Ethernet , с переносом интеллектуальной нагрузки на встроенное и внешнее программное обеспечение. Это позволяет существенно снизить стоимость системы при серийном производстве.

Система охватывает большое количество агрегатов, одновременно осуществляя непрерывный контроль их состояния и диагностику. Время обновления информации о состоянии всех агрегатов – 1,6с, что позволяет осуществить их оперативную диагностику с независимым троекратным подтверждением результатов за время около 5 секунд. Появление предаварийной ситуации из-за ошибок управления обнаруживается по одновременному изменению состояния не каждого, а группы агрегатов, объединяемых одним технологическим процессом. Последствия такой ситуации диагностируются по трендам «приработки» агрегатов после кратковременной работы в предаварийном режиме. При медленном развитии дефектов начинает работать технология глубокой диагностики, позволяющая обнаруживать зарождающиеся дефекты и осуществлять долгосрочный прогноз состояния агрегатов. В рамках этой технологии можно подключать и экспертов, автоматически передавая собранную первичную информацию по современным линиям связи.

Совместно с предприятиями оборонного комплекса разработан вариант такой системы под жесткие требования, предъявляемые к заказам СПМБМ «Малахит». В него заложен многолетний опыт предприятий Ассоциации ВАСТ по практической отработке методов диагностики по вибрации и току, а также по адаптации серийно выпускаемых систем диагностики к оборудованию предприятий многих отраслях промышленности. Разработанная автономная необслуживаемая система мониторинга и оперативной диагностики с успехом может использоваться как на судах, так и на других технических объектах, работающих в суровых условиях Арктики