Шрифт:

Идентификация состояния механизмов с узлами вращения по результатам вибрационного мониторинга и контроля температуры

 

Методика МВ.03.7826741252./23.12.2011.

 

Разработчики: Барков А.В., Баркова Н.А., Грищенко Д.В., СЕВЗАПУЧЦЕНТР. 2011г.

 

Полный текст методики скачать в .pdf

 

Аннотация.

По мере развития диагностики работающих машин и механизмов растет разрыв между техническими возможностями простейших и перспективных средств измерения и анализа рабочих и вторичных процессов с одной стороны, и между подготовкой начинающих специалистов и ведущих диагностов крупных предприятий – с другой. И если в средствах диагностики этот разрыв сокращается естественно, путем отказа от простейших средств измерения, то для сокращения опасного разрыва в подготовке специалистов необходимо искать и использовать новые эффективные решения.

Современное развитие технической диагностики работающих машин и механизмов идет в сторону усложнения методов и средств диагностики с широким применением искусственного интеллекта. Стоимость новейших систем диагностики с искусственным интеллектом растет, а стимулы в совершенствовании специалистов постепенно исчезают. При этом в технической диагностике оголяются два фланга – диагностика простейшей техники из-за роста удельных затрат на один объект и диагностика (с долгосрочным прогнозом) уникальной техники, где с помощью искусственного интеллекта выполняется лишь подготовительная работа, а окончательный диагноз ставит квалифицированный эксперт.

Специалисты Северо-западного учебного центра, как и других предприятий Ассоциации ВАСТ, поставили перед собой задачу оптимизации технических решений, позволяющих расширять сферу применения функциональной диагностики вращающегося оборудования и в части простейших, и в части уникальных объектов диагностики. И первой стала решаться задача оптимизации требований к простейшей системе мониторинга состояния, которая при минимальной стоимости должна обеспечивать эффективное обнаружение большинства опасных изменений состояния типовых машин и механизмов и иметь потенциальную возможность их предварительной идентификации специалистами с минимальной диагностической подготовкой. Требования на простейшую систему мониторинга состояния по вибрации и температуре были выданы, а разработанные по ним опытные образцы системы проходят опытную эксплуатацию.

Подобная система мониторинга, кроме прямого назначения – мониторинга состояния простейших машин и оборудования, может быть использована и для практического освоения приемов, используемых при идентификации причин изменения состояния, т.е. первых шагов в диагностике вращающегося оборудования, без которых невозможно дальнейшая подготовка будущих экспертов. Именно с этой целью и была разработана методика идентификации состояния механизмов с узлами вращения, которая после апробации и по просьбам специалистов, повышающих квалификацию в Учебном центре, приводится ниже.

Не забыты и вопросы развития диагностики уникального вращающегося оборудования. Для проведения диагностических обследований работающих объектов постоянно расширяются возможности разрабатываемого многоканального online анализатора, который может быть эффективен и при решении задач повышения квалификации специалистов непосредственно на месте их постоянной работы. Создается стационарная система мониторинга и оперативной (online) диагностики вращающегося оборудования, в которой предусмотрена возможность периодической записи первичных сигналов в память измерительных блоков для последующей глубокой диагностики, выполняемой с участием эксперта на основе более сложных методов анализа и обработки данных. Ведется большая работа по созданию методик диагностирования для профессиональных систем диагностики, большая часть которых реализуется в программных модулях автоматической диагностики различных видов узлов и механизмов в целом.

Ниже приводятся все разделы методики идентификации причин изменения состояния, кроме приложения Д, содержащего примеры идентификации дефектов в узлах вращения по данным измерений простейшей системой мониторинга. Это вызвано тем, что имеющиеся примеры получены только с использованием системы мониторинга разработанной Ассоциацией ВАСТ, а назначение методики значительно шире, и более полное приложение Д предлагается формировать по данным, получаемым специалистами, использующими разные средства измерения и мониторинга. Для этого предполагается вести широкое обсуждение получаемых результатов на сайте Учебного центра.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Назначение 1
2. Общие положения 2
3. Термины и определения 3
4. Требования к простейшей системе мониторинга 4
5. Объекты мониторинга состояния 5
6. Точки контроля. Установка порогов 6
7. Нарушения режимов работы объектов мониторинга и оценка их последствий 7
8. Используемые методы идентификации состояния 8
9. Идентификация дефектов роторов в опорах вращения 9
10. Идентификация дефектов подшипников 10
11. Идентификация дефектов рабочих колес, вращающихся в потоке газа или жидкости 11
12. Идентификация дефектов электромагнитной системы электрических машин 12
13. Идентификация дефектов механических передач в составе механизмов с несинхронно вращающимися валами 13
14. Особенности идентификации дефектов нагруженных валов и колес 14
15. Особенности идентификации дефектов в механизмах с узлами возвратно-поступательного действия 15
16. Особенности идентификации дефектов в механизмах кратковременного действия 16
Приложение А. Основные виды систем контроля, мониторинга состояния и профессиональной диагностики работающих механизмов с узлами вращения 17
Приложение Б. Способы крепления акселерометров. Конструкция щупа для измерения вибрации на немагнитных поверхностях 18
Приложение В. Расчет базовой линии, базового значения и построение тренда 19
Приложение Г. Граничные значения частотных полос третьоктавного спектра 20

 

 

  1  2  3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20