Методика вибрационной диагностики подшипников качения колесно-моторных и колесно-редукторных блоков локомотивов
Шрифт:

Северо-западный учебный центр

ООО «ВАСТ-Сервис»

ООО «Вибротехника»

 

Методика разрабатывалась по заказу ОАО «РЖД» и по требованиям головного предприятия Ассоциации – ООО «Ассоциация ВАСТ» в 2010г. Основу разработки составили технические решения, впервые опубликованные в 1986г в книге «Вибрация и вибродиагностика судового электрооборудования» и заложенные в первое программное обеспечение по автоматической диагностике подшипников качения роторных машин по высокочастотной вибрации, выпущенное МП «Вибротехника» в 1990г.

Первая программа автоматической диагностики подшипников качения использовалась специалистами многих стран и получила дальнейшее развитие в переносном диагностическом комплексе производства ВАСТ на основе выпускаемых с 1996г. сборщиков данных – виброанализаторов серии СД и программного обеспечения «DREAM», в котором группа диагностических признаков, используемых для диагностики подшипников, была существенно расширена.

С начала двухтысячных годов централизованная поставка диагностических комплексов осуществляется головным предприятием Ассоциации – ООО «Ассоциация ВАСТ», а их развитие идет по согласованным планам, в котором по своим направлениям деятельности принимают участие и другие предприятия Ассоциации. Тогда же выпущены основные методические документы по диагностике подшипников, опубликованные в книге: Барков А.В., Баркова Н.А., Азовцев А.Ю. «Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации». Учебное пособие. СПб. Изд. СПб ГМТУ. 2000.

Одним из основных заказчиков диагностических комплексов является ОАО «РЖД», на предприятиях которого существует ряд проблем по диагностике ходовой части подвижного состава, в частности подшипников качения колесно-моторных и колесно-редукторных блоков локомотивов. Предприятия Ассоциации ВАСТ имеют большой опыт подобной диагностики, а учебный центр – подготовки специалистов по этому направлению. Регуляно выпускается учебно-методическая литература, например,

учебное пособие "Вибрационная диагностика колесно-редукторных блоков на железнодорожном транспорте",      методики

"Идентификации состояния механизмов с узлами вращения по результатам вибрационного мониторинга и контроля температуры",

"Методика диагностирования механизмов с электроприводом по потребляемаому току"

В ОАО «РЖД» используется несколько альтернативных средств диагностики, однако сравнительный анализ этих средств, выполненный специалистами РЖД в 2003-2004гг. показал, что достоверность любого из них для успешного применения в специфических условиях, как эксплуатации, так и проведения диагностики колесно-моторных и колесно-редукторных блоков (КМБ и КРБ) локомотивов, должна быть увеличена.  По результатам этого анализа ООО «Вибротехника» существенно переработало как виброанализатор, так и ПО «DREAM», введя дополнительные и необходимые для диагностики в условиях депо алгоритмы диагностики подшипников и по ультразвуковой импульсной вибрации, и по низкочастотной случайной вибрации подшипниковых узлов КМБ и КРБ, что существенно повысило эффективность диагностики подшипников.

Дальнейшие рост эффективности определялся уже не возможностями технических средств, а необходимостью существенно повышать уровень подготовки специалистов по диагностике машин и оборудования. В 2008г вибрационная диагностика КМБ и КРБ локомотивов на Северной железной дороге была поручена специализированному предприятию - ООО «ВАСТ-сервис», и после года успешной работы было принято решение о разработке общей для всех предприятий РЖД методики диагностики подшипников КМБ и КРБ .

Первый вариант методики по проведению вибрационной диагностики подшипников качения КМБ и КРБ локомотивов был разработан в 2010г совместно Северо-Западным учебным центром, ООО «ВАСТ-сервис» и ООО «Вибротехника» (отчет по разработке методики выпущен Северо-Западным учебным центром) и был передан на согласование и опытную эксплуатацию в ОАО «РЖД».

По результатам опытной эксплуатации и с учетом замечаний диагностических служб локомотивных депо и головной организации центра тяги – ПКБЦТ методика была откорректирована и введена в действие в 2012г в виде двух документов:

  • «Вибрационное диагностирование узлов локомотивов» Руководящий документ ОАО РЖД. ПКБ ЦТ.06.0050.
  • «Проведение вибрационного диагностирования подшипников качения колесно-моторных, колесно-редукторных блоков, тяговых электродвигателей и колесных пар локомотивов». Технологическая инструкция. ОАО РЖД. ПКБ ЦТ.25.0142

С документами можно ознакомиться на сайте ПКБЦТ во внутренней сети Интранет ОАО РЖД.

Для подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся диагностикой локомотивов, разработаны образовательные программы, с момента утверждения которых  в ОАО «РЖД» Северо-Западный учебный центр сможет в 2013г. предоставлять специализированные образовательные услуги работникам локомотивных депо и других заинтересованных организаций.

С 2011г выпуск, поддержку и дальнейшую модернизацию диагностического комплекса для РЖД «Вектор-2000» ведет ООО «Ассоциация ВАСТ».