|
Подшипники скольжения (1 чел.) (1) гость
-
Сергей
-
- Вне сайта
-
Завсегдатай
-
- Постов: 169
-
Репутация: 0
-
|
Если я Вас правильно понял, то для обнаружения проблем у подшипника скольжения с масляной ванной я должен контролировать спектр вибрации каждого подшипника - с малой граничной частотой, чтобы видеть автоколебания ротора и ряд гармоник оборотки, и с максимальной граничной частотой, чтобы видеть подъем фона на высоких частотах в подшипнике с дефектом. Если хочу проблему поймать пораньше - то контролировать стабильность амплитуды и фазы вибрации на частоте вращения.
Тогда возникает целый ряд вопросов:
Что мне дает рост обороток с точки зрения состояния подшипников - дисбаланс или несоосность - это мне понятно, а подшипник скольжения причем?
А если виден рост фона в спектре и на частотах ниже 1кГц, как этот рост трактовать?
А как мне измерять стабильность амплитуды и фазы с помощью СД-21, откуда и какие цифры, и как мне запомнить результат в DREAMЕ, чтобы сравнивать с предыдущими
И почему не использовать спектр огибающей, раньше именно по нему я обнаруживал автоколебания ротора в подшипниках и сухие удары в них.
|
|
-
Барков
-
- Вне сайта
-
Живу я здесь
-
- Постов: 405
-
Репутация: 26
-
|
Вы сформулировали признаки износа (перекоса) вкладышей подшипников скольжения вполне правильно.
И Ваши вопросы естественны. Предлагаю рассматривать каждый из заданных вопросов независимо.
1. Сначала о фоне в автоспектре, точнее - о спектральной плотности случайных составляющих:
При нестабильности масляного клина в подшипнике имеет место случайная модуляция гармонических компонент, она будет проявляться в виде "фона" и на низких частотах в большинстве точек контроля. В этой же области в большинстве точек контроля турбины будут проявляться и низкочастотные флуктуации давления пара (газа). Разобраться в причине сложно, и, наверное, не обязательно, лучше анализировать нестабильность оборотной вибрации.
А случайная вибрация подшипника на высоких частотах - другой механизм, определяется локальными перепадами скоростей смазки в разных местах неравномерного зазора в подшипнике (вплоть до срывов потока и разрыва слоя смазки). Она локализована, проявляется только в подшипнике с неравномерным износом и растет по мере износа
2. О применении спектра огибающей для ее анализа:
Периодичность "срывов" смазки, которая видна в спектре огибающей, появляется тогда, когда есть приличный дисбаланс или несоосность валов (т.е."бой" вала) или автоколебания вала. Такие ситуации - частое явление, но в спектре вибрации турбины, как правило, не найти третьоктавной полосы, в которую не попадают сильные лопаточные составляющие. А если попадают - спектр огибающей "врет", принимая комбинационную компоненту за модуляцию из-за срывов потока. Так что спектр огибающей в турбинах хорош, прежде всего, для поиска и локализации автоколебаний, а не износа подшипника.
3.Как измерить нестабильность амплитуд и фаз оборотной вибрации с помощью виброанализатора СД-21 (СД-12):
Нестабильность амплитуды: измерить временной сигнал огибающей на выходе октавного Фильтра со средней частотой 50Гц (есть такой в приборе) за несколько сотен оборотов и определить отношение разброса (СКО) его значений в % от среднего значения
Нестабильность фазы (при наличии датчика оборотов). В режиме измерения амплитуда - фаза измеряется и величина СКО.
Данные можно вручную внести в диагностическую программу. Порог на нестабильность амплитуды и фазы определяется экспериментально (отстраиваясь от естественных флуктуации)
4.Теперь о гармониках оборотки. Из-за износа (перекоса) вкладышей подшипника при жесткой муфте происходит перераспределение нагрузки на опоры, а при упругой формируется несоосность валов, которая и является источником роста высших гармоник оборотки. Причем рост может быть много больше, чем из-за овальности (гранности) шейки. Вот почему первая рекомендация при появлении автоколебаний - центровка роторов. Если есть приличная неравномерность износа вкладышей - при запуске турбины несоосность роторов меняется и далеко не всегда удается снизить гармоники оборотки или убрать автоколебания, приходится восстанавливать поверхность скольжения вкладышей.
|
|
-
Сергей
-
- Вне сайта
-
Завсегдатай
-
- Постов: 169
-
Репутация: 0
-
|
В первом приближении понятно. А есть какие-то отличия для подшипников скольжения со смазкой под давлением?
|
|
-
Барков
-
- Вне сайта
-
Живу я здесь
-
- Постов: 405
-
Репутация: 26
-
|
Использование подшипников с толстым неразрывным слоем смазки (по давлением) я встречал, прежде всего, в турбинах и компрессорах с большим количеством рабочих колес и разным количеством лопаток. Диагностировать их по огибающей большого смысла нет - спектр огибающей забит комбинационными оборотками, и в лучшем случае по нему можно обнаруживать автоколебания ротора. Но пару раз по форме огибающей (по пиковому значению и пикфактору) удавалось обнаружить срывы в потоке смазки при неравномерном износе вкладышей, поэтому контролировать пикфактор ВЧ-вибрации сотрудники ВАСТа рекомендуют и в подшипниках скольжения.
Еще одна проблема - невозможность использовать ток электрической машины для диагностики подшипников турбины (и компрессора, в котором привод - турбина), но она относится к подшипникам и с неразрывным слоем смазки, и с масляной ванной.
Так что при контроле состояния подшипников скольжения со смазкой под давлением разумно вести контроль появления автоколебаний ротора в подшипниках, роста пикфактора и спектральной плотности случайной вибрации на средних и высоких частотах, а, если это возможно, отслеживать стабильность амплитуды и, что даже более эффективно, фазы вибрационной гармоники на частоте вращения ротора
|
|
-
Сергей
-
- Вне сайта
-
Завсегдатай
-
- Постов: 169
-
Репутация: 0
-
|
Мне поручили составить список дефектов, обнаруживаемых в турбинах с подшипниками скольжения при использовании для диагностике сигналов с встроенных датчиков перемещения ( вихретоковых проксиметров).
Просмотрев все, что есть по этому вопросу, составил следующий список:
- Дисбаланс ротора
- Несоосность валов с определением ее вида (смещение, коленчатость)
- Автоколебания ротора из-за проблем с подшипниками
- Автоколебания ротора из-за проблем с потоком
- Ослабление опор
- Износ подшипников (баббита во вкладышах)
- Задевания вращающихся элементов за неподвижные
Но при этом появился ряд вопросов, на которые не смог ответить.
Как можно увидеть трещину в роторе (по проксиметрам или иначе)
Как можно найти дефект рабочих колес
Можно ли обойтись без измерения высокочастотной вибрации опор вращения
Хотелось бы еще узнать, Ваши новые стационарные системы могут работать с проксиметрами, и что они могут добавить из диагностики?
|
|
-
Барков
-
- Вне сайта
-
Живу я здесь
-
- Постов: 405
-
Репутация: 26
-
|
Из Вашего сообщения не очень понятно, что Вы хотите обсудить:
- Диагностику подшипников скольжения, а именно сравнить ее возможности по вибрации неподвижных частей (акселерометр) и вала (проксиметр)
- Диагностику вала в подшипниках скольжения - выполнить аналогичные сравнения (с учетом обнаружения трещин)
- Диагностику рабочих колес турбины (газовой или паровой - разные частоты вращения)
- Диагностику паровых турбин с использованием проксиметров (без учета возможности использования акселерометра)
Многие вопросы уже обсуждались в других разделах форума, не хочется в обсуждениях повторяться, кроме того нужно определиться, в каком разделе вести обсуждение, чтобы сохранить хотя бы минимальную структуру форума
Просьба попробовать уточнить тему обсуждения
|
|
|
|